Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

 Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение 

дополнительного образования 

 "Центр детского и юношеского творчества" 

Ленинского района Республики Крым

Информация для родителей

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе использования развивающих игр и упражнений»

(консультация для родителей)

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. С помощью игровых заданий и упражнений можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Сочетание вариативности и творчества в играх дают возможность детям придумывать и воплощать задуманное в действительность, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению и развитию речи. Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
– терпение; умение играть и верить в игру;
– умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
– умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
– творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников:

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут несколько картинок, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. 

Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."
Сравнение двух или более предметов. 

Чем похожи эти слова:
кошка, книга, крыша;
число, весло, кресло;
Назовите общие признаки:
яблока и арбуза;
кошки и собаки;
стола и стула;
ели и сосны;
голубя и дятла;
ромашки и гвоздики.

Чем отличается:
ручка от карандаша;
рассказ от стихотворения;
сани от телеги;
осень от весны;
дерево от кустарника;
лиственное дерево от хвойного дерева.

Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
Удочка цветок ключ топор отвертка
ваза дрова замок рыба 
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. 
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
веток – бутон, листок - ?

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима. 
покупать –
открывать – 
помнить – 
встречать –
толстый –
мелкий –
полный –
знаменитый –
голодный –
брать –

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение. 
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз –

Логические задачи:
Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
по рисунку по изложенному в стихотворении: 
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
  Рыбка с мостика нырнула, 
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
  Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
  Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
ваза хрустальная, а стакан легкий;
зебра полосатая, а леопард злой;
холодильник белый, а ковер мягкий;
огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
  “Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка,
снегирь.

Вопросы по таблице: 
Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
Кого больше зверей или насекомых?
На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?


Игры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. 

Министерство просвещения Российской Федерации

https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/04/19/preview/press-item/08f941f5cb75c0bd2306_1000x.jpg

19.04.2024

Сергей Кравцов обсудил с участниками программы «Орлята России» семейные традиции

В Ростове-на-Дону на базе Донского государственного технического университета Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов встретились с учениками региональных флагманских школ Всероссийской программы «Орлята России»: Юридической гимназии № 9 имени М. М. Сперанского города Ростова-на-Дону и Луганской средней школы № 49 имени Ю.А. Гагарина Луганской Народной Республики. Ребята рассказали о своих мечтах и о том, кем хотели бы стать в будущем. В теплой дружеской обстановке речь пошла о семейных традициях, преемственности в современной системе воспитания, также к беседе присоединились педагоги и старшеклассники – наставники программы «Орлята России».


https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/04/19/preview/press-item/842c573c02486bac374b_1000x.jpg

19.04.2024

Сергей Кравцов принял участие в мероприятиях Дня единых действий в Ростове-на-Дону

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов посетил с рабочей поездкой Ростовскую область. В День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны он посетил мемориальный комплекс в Змиёвской балке и принял участие в мероприятиях в рамках проекта «Без срока давности».


0+