Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

 Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение 

дополнительного образования 

 "Центр детского и юношеского творчества" 

Ленинского района Республики Крым

Патриотическое воспитание

patriot_0.jpg

ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы». 

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее, честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.

6.jpg

Что включает воспитание патриотизма


Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

§ развитие любви к своему отечеству;

§ готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;

§ гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;

§ стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;

§ преданность Отечеству.

Уровни патриотизма:

1.      Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.

2.      Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.


Патриотическое воспитание – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

§ утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;

§ уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;

§ повышение престижа военной службы;

§ вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;

§ изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;

§ привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;

§ формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.


Задачи патриотического воспитания:

§ Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.

§ Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.

§ Цель  — воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.


Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

§ Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.

§ Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.

Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.  

13.jpg

Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян, безусловно, любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания: 

§ Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.

§ Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.

§ Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.

§ Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.

§ Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.

§ Гуманный подход к личности ребенка.

§ Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.

§ Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.

§ Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства. 

1512074959197039902.jpg 

Министерство просвещения Российской Федерации

https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/04/19/preview/press-item/08f941f5cb75c0bd2306_1000x.jpg

19.04.2024

Сергей Кравцов обсудил с участниками программы «Орлята России» семейные традиции

В Ростове-на-Дону на базе Донского государственного технического университета Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов встретились с учениками региональных флагманских школ Всероссийской программы «Орлята России»: Юридической гимназии № 9 имени М. М. Сперанского города Ростова-на-Дону и Луганской средней школы № 49 имени Ю.А. Гагарина Луганской Народной Республики. Ребята рассказали о своих мечтах и о том, кем хотели бы стать в будущем. В теплой дружеской обстановке речь пошла о семейных традициях, преемственности в современной системе воспитания, также к беседе присоединились педагоги и старшеклассники – наставники программы «Орлята России».


https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/04/19/preview/press-item/842c573c02486bac374b_1000x.jpg

19.04.2024

Сергей Кравцов принял участие в мероприятиях Дня единых действий в Ростове-на-Дону

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов посетил с рабочей поездкой Ростовскую область. В День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны он посетил мемориальный комплекс в Змиёвской балке и принял участие в мероприятиях в рамках проекта «Без срока давности».


0+